- МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА.
- 1. Расстояние между метацентром и центром тяжести судна. Различают М.В. поперечную (малую) h и продольную (большую) Н, значения которых вычисляют по формулам h = zc+r - zg; H = zc + R - Zg, где zc и zg - аппликаты центра величины и ЦТ судна, отсчитываемые от ОП; г, R - поперечный (малый) и продольный (большой) метацентрические радиусы. М.В. является мерой начальной остойчивости судна, определяющей восстанавливающие моменты при малых углах крена 8 или дифферента |з. Последние вычисляют по метацентрическим формулам остойчивости: Me = vV/z8; My-yVHty, где у - удельный вес воды; V - объемное водоизмещение судна. Таким образом, при возрастании М.В. остойчивость судна повышается. Для положительной остойчивости судна необходимо, чтобы метацентр находился выше ЦТ судна. Если М.В. отрицательна, то есть метацентр располагается ниже ЦТ судна, силы, действующие на судно, образуют не восстанавливающий, а кренящий момент, и судно плавает с начальным креном (отрицательная остойчивость). Действующими нормами остойчивости отрицательная М.В. не допускается. Радикальной мерой повышения остойчивости является увеличение ширины судна или снижение его ЦТ. Небольшое повышение М.В. может быть достигнуто также изменением формы подводной части судна (повышением центра величины, увеличением коэффициента полноты грузовой ватерлинии или уменьшением коэффициента общей полноты). При больших углах крена метацентрическая формула не обеспечивает необходимой точности, и восстанавливающий момент определяют по диаграмме остойчивости. 2. Величина смещения по вертикали ЦТ гиросферы относительно ее геометрического центра (см. Гирокомпас).
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.